Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


.

Толерантность как проявление зрелости личности

Шкуратова И.П.

Опубликована в сборнике: Толерантность в межличностном общении. Ростов-на-Дону, РГУ, 2002


            Центральным моментом в формировании толерантности является процесс обретения личностью своей идентичности, который составляет суть социализации индивида. Этой проблеме посвящено много работ, и практически все авторы сходятся на том, что процесс социализации связан с включением личности в те или другие социальные группы, с которыми он себя отождествляет, и интересы которых он готов отстаивать. Только через идентификацию себя с большими и малыми социальными группами рождается знание о себе, которое обобщается в Я-концепции личности. Но всякое отнесение себя к одной группе, порождает противостояние другой группе, которая по какому-нибудь признаку отличает ее от первой. Причем, степень отличия не играет существенной роли, например, могут конкурировать между собой школьные классы или две соседние деревни, которые мало различимы между собой. Важен сам факт принадлежности к определенной группе, благодаря которой своя группа всегда кажется лучше чужой по закону внутригруппового фаворитизма.
        Можно предположить, что на первых этапах, как исторического, так и индивидуального развития, такое четкое разделение на своих и чужих играет положительную роль, сплачивая группы и способствуя передаче стереотипов поведения данной группы следующим поколениям. Такое обучение идет по пути простых силлогизмов: если ты мужчина, то ты должен демонстрировать набор качеств, традиционно вырабатываемых у мужчин. Кроме того, принадлежность к группе дает человеку ощущение защищенности перед чужими группами, поскольку он действует не как одиночка, а как представитель определенного сообщества. И чем более высокий статус и влияние имеет это сообщество, тем спокойнее каждому его члену. Особенно хорошо это мы сейчас можем наблюдать на примере отношений между гражданами государств с разным международным статусом. Однако, избыточная идентификация со своей группой приводит к тому, что другие группы начинают восприниматься не просто как иные, а как помеха на пути реализации собственных целей и планов и даже как враги. Тогда у представителей данной группы возникает стремление подавлять других, принижать их достоинства, действовать агрессивно в случае столкновения интересов. При развитии разнообразных контактов между группами гиперидентификация со своей группой мешает развитию межгрупповых отношений.
    Человечество благодаря техническому и социальному процессу оказалось в такой полной взаимосвязанности результатов действий разнообразных социальных групп, что, наконец, осознало необходимость координации этих действий на всех уровнях и во всех сферах. Таким образом, на данном этапе возникает задача не размежевания, а обретения общности, которая неизбежно лежит через снижение интенсивности идентификации с узкими социальными группами и повышение идентификации с более широкими группами. Например, жителей европейских государств приучают чувствовать себя не французами или немцами, а в первую очередь европейцами, причем, независимо от цвета кожи.
        Можно высказать предположение, что и на определенном этапе развития личности необходимо ослабление жесткой приверженности ее к “своим” группам через переход от социальной к личностной идентичности. Иными словами, взрослый человек должен научиться определять себя не только в социально-демографических терминах, но и через личностные характеристики, описывающие разные формы человеческого поведения (способности, интересы, темперамент, предпочтения, привычки и т.д.). Это приведет его к освобождению от диктата группы и поможет занять более индивидуализированную позицию. Дифференциация людей по личностным особенностям является более сложным мыслительным процессом, чем по формальным признакам, требующим высокого общего и интеллектуального развития. В связи с этим преобладание личностной идентификации над социальной, с нашей точки зрения, связано с личностной зрелостью.
        Если мы обратимся к описаниям зрелой личности, данным классиками зарубежной науки, то мы найдем много черт, которые имеют прямое отношение к толерантности. Г.Олпорт в качестве основных характеристик зрелой личности называет следующие:

1. широкие границы своего “Я”, позволяющие ей живо интересоваться политическими и социальными вопросами;

2. способность к теплым социальным отношениям, которая им рассматривается в двух аспектах: дружеской интимности и сочувствии

3. эмоциональная неозабоченность и самопринятие;

4. реалистичное восприятие, опыт и притязания;

5. способность к самопознанию и чувство юмора;

6. цельная жизненная философия (5).

        Как видно из этого перечня черт зрелой личности, она предстает отзывчивой, мудрой, непредвзятой, способной принимать и себя и окружающих людей такими, какие они есть. Все они составляют фундамент толерантного отношения к другим людям.
         Э.Эриксон (6) в качестве главной задачи ранней зрелости (от 20 до 25 лет) рассматривает преодоление изоляции от других людей и выработку способности к интимности, которую он рассматривал широко, понимая под ней способность к слиянию собственной идентичности с идентичностью другого человека без боязни утраты собственной. На стадии средней зрелости (от 26 до 64 лет) человек должен принять мысль об улучшении и сохранении окружающего нас мира. На завершающем этапе поздней зрелости человек должен приобрести мудрость, которая, по словам Э.Эриксона, “отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде” ( цит. по 5). В этой концепции также можно увидеть, что зрелость связывается с нарастанием открытости миру, стремлением внести свой позитивный вклад в общее дело, а главное подчеркивается способность видеть относительность всех истин, норм и правил, которых человек активно придерживается в начале своего жизненного пути.
        А.Маслоу, создавший портрет идеального человека в лице самоактуализирующейся личности, называет аналогичные черты: беспристрастное восприятие реальности, принятие себя и других людей, простота и естественность поведения, независимость от культуры и окружения, общественный интерес, сопротивление окультуриванию и т.д. (1).
        Другой представитель гуманистической психологии К.Роджерс для обозначения людей, движущихся в направлении самосовершенствования, ввел понятие “полноценно функционирующий человек” и наделил его следующими основными личностными характеристиками:

   1.открытостью к опыту;
   2.стремлением жить полно и насыщенно в каждый момент существования;
   3.доверием к своему организму, проявляющимся в доверии своей интуиции и собственному опыту;
   4.эмпирической свободой, состоящей в стремлении быть самостоятельным и ответственным за свои поступки;
   5.креативностью (3).

      Как и предыдущие авторы, К.Роджерс подчеркивает освобождение зрелого человека от всяческих внешних искусственных рамок для собственного поведения и переход на внутренние критерии оценки своего и чужого поведения.
        В завершение этого обзора представлений о зрелой личности рассмотрим критерии, предложенные И.М.Палеем и В.С.Магуном (2). Они считают, что со стороны внутренней организации зрелая личность характеризуется иерархичностью и целостностью. Во взаимодействии с предметным миром ее отличает активность и самостоятельность. В межличностном плане зрелость определяется по ее возможности содействовать личностному росту других людей.
        Рассмотрим, как эти характеристики могут содействовать толерантному поведению. Иерархичность, под которой понимается подчинение низших уровней организации личности более высшим (например, витальных потребностей социогенным), вносит вклад в формирование толерантности тем, что задает человеку более высокие цели и личностные смыслы, что позволяет ему отойти от узкого прагматизма в конфликтных ситуациях. Целостность, означающая единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах, приводит к тому, что человек принимает решение не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей устоявшейся системы ценностей выверенной на протяжении жизни. Это дает ему возможность быть более самостоятельным в своих решениях. Ни один человек не может быть абсолютно независимым от других людей, но вектор этой зависимости у каждого человека свой. Один человек ориентируется на мнения узкого круга лиц, к которым он принадлежит, другой - на общечеловеческие ценности. Естественно, что второй человек обладает двумя преимуществами: во-первых, он более самостоятелен по отношению к малым группам, в которые он включен, во-вторых, общечеловеческие ценности прошли проверку историей и ориентация на них является более надежной. Активность зрелого человека, будучи одновременно антиподом и пассивности и реактивности, означает наличие активной жизненной позиции, сопричастность многим социальным процессам. Что касается способствования развитию личности других людей, то такая гуманистическая направленность перекрывает критерии толерантного поведения. Толерантное поведение предполагает всего лишь невмешательство в жизнь других людей, если их действия не связаны с риском для жизни окружающих и их самих. Таким образом, мы видим, что зрелая личность имеет большие преимущества для реализации толерантного поведения в отношении других людей.
        Вызывает удивление, насколько похожими являются представления о зрелой личности, высказанные представителями разных психологических школ; видимо, это сходство является верным признаком их истинности.
        Резюмируя все вышесказанное, можно наметить основные направления, в русле которых происходят изменения личности в процессе ее созревания:

1. от идентификации с локальными группами к идентификации со все более широкими общностями, вплоть до ощущения себя представителем человечества;

2. от социальной идентификации к личностной, что сопровождается оценкой людей не по признаку их принадлежности к своей или чужой группе, а по их индивидуальным особенностям;

3. от жесткого следования устоявшимся традициям, нормам и ограничениям к гибкому естественному поведению, основанному на принципах гуманизма и разумности;

4. от конформизма к сопротивлению всякой клановости и групповщине;

   5. от изолированности к открытости миру и людям;
   6. от эгоцентризма к децентрации, позволяющей видеть конфликт с позиции других его участников;
   7. от нетерпимости к инакомыслию к стремлению понять чужую логику и поведение;
   8. от реактивного реагирования на сиюминутную ситуацию к последовательной реализации своих целей, основанных на устойчивой жизненной философии;
   9. от непринятия себя и окружающих к принятию и пониманию несовершенства любого человека;
  10.от категоричности суждений к мудрости, пониманию относительности всяких истин и суждений.

        Несомненно, этот перечень можно продолжить, но мы выделили те аспекты, имеющие непосредственное отношение к толерантности, которую мы рассматриваем как результат зрелости личности.
            Но тогда встает вопрос, можно ли развить толерантное отношение у детей или подростков? На наш взгляд, толерантное отношение не только можно, но и нужно развивать с самых ранних лет. И сначала толерантное поведение дети могут проявлять в подражание взрослым, неосознанно, как и многие другие навыки. Осознанное и последовательное проявление толерантности приходит значительно позднее, а может и не состояться вовсе, так же, как не все люди достигают уровня самоактуализации. Очень большую роль здесь играет социальная среда, к которой относится и уровень психологической образованности населения.
              На наш взгляд, в отечественной психологии настала пора перейти от обсуждения толерантности как глобального явления к изучению разных видов и проявлений толерантности. На сегодняшний день наиболее изучена межэтническая толерантность (4), но еще нет исследований, посвященных толерантности в отношении лиц другого пола, возраста, социального положения, профессии. Можно даже предположить, что один и тот же человек может проявлять разный уровень толерантности в отношении людей, отличающихся от него по этим критериям (например, быть наиболее нетерпимым к молодежи, но терпимым по отношению к женщинам).
     Это, на наш взгляд, может быть обусловлено тем, с какой из групп человек проявляет гиперидентичность. Супермен должен пренебрежительно относиться к женщинам, а “суперстоличный” житель – к провинциалам.
            Столь же необходимым, на наш взгляд, является разграничение толерантного отражения (восприятие и мышление), толерантного отношения и толерантного поведения. Здесь также можно допустить разный уровень интериоризации толерантных представлений у людей. Наверняка, на уровне суждений люди охотнее проявляют толерантность, чем на уровне поведения. Но для того, чтобы изучать толерантное поведение, необходимо выделить критерии, по которым оно отличается от интолерантного. Но в настоящее время психологи не готовы операционализировать толерантное поведение. Его часто путают с альтруизмом, всепрощением, миссионерством и прочими подобными явлениями, что неверно.
        В заключение хотелось бы отметить, что если сама толерантность является признаком зрелости личности, то интерес к проблеме толерантности и желание способствовать ее внедрению в сознание людей может рассматриваться как проявление гуманистической направленности исследователя.

Литература:

   1.Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002. - 272 с.
   2.Палей И.М., Магун В.С. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // социальная психология Л.:ЛГУ, 1979, с.91- 106.
   3.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.- 480 с.
   4.Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. М.: МГУ, 2001, с.90-
   5.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
   6.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. – 344 с.




© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept