Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница

Тест Келли как синтез идиографического и номотетического подходов к личности

Шкуратова И.П.

Опубликовано в сборнике: Ананьевские чтения-2009. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009, с.368-370.

 

В современной отечественной психологии нарастает интерес к изучению индивидуальности личности в противовес советскому периоду, когда личность описывалась преимущественно через социально-типические характеристики.  В этой связи одним из важных вопросов диагностики личности является проблема совмещения идиографического и номотетического подходов к исследованию личности. Эти термины принадлежат немецкому философу Вильгельму Виндельбанду, который противопоставил естественнонаучный и исторический ряды знаний.

Основатель  дифференциальной психологии В.Штерн перенес эту дихотомию в психологию, применив ее к описанию личности. Сущность номотетического подхода, с его точки зрения, состоит в том, что одна или несколько черт исследуются на многих индивидах, тогда как при идиографическом подходе один индивид описывается с  помощью ряда черт и взаимосвязей между ними для выявления его уникальности. Он отдавал предпочтение идиографическому подходу,  который реализуется в персонологии - особой дисциплине, предметом которой служит персона как «живая уникальная целостность, стремящаяся к цели, открытая  по отношению к миру». Однако он был  далек от мысли о том, что номотетический подход хуже или не нужен вовсе. Напротив, он подчеркивал, что идиографический метод обеспечивает наилучшее понимание личности на основе уникального взаимодействия номотетично определяемых черт.

Психологические методы очень различаются по легкости их применения в номотетическом и идиографическом направлениях. Чем более стандартизированным, жестко ограниченным в выборе ответов испытуемым является метод, тем лучше он работает на группах испытуемых  и тем менее податлив в интерпретации отдельных случаев. И наоборот, чем больше степеней свободы предполагает метод, тем более он хорош для индивидуальной диагностики, но сложен технически для сопоставления результатов многих людей. Не случайно при сопоставлении отдельных свойств личности с другими поведенческими проявлениями чаще используются опросники, а для индивидуального консультирования проективные методики. Это обусловлено тем, что опросник дает, как правило, представление о степени выраженности определенной личностной черты, косвенно связанной с личностной проблемой, в то время как проективная методика может вывести прямо на суть проблемы.

В настоящее время особенно возрастает спрос на такие методы, которые вскрывают уникальные личностные характеристики, но в то же время не несут на себе отпечаток клиничности. К разряду таких методов можно отнести репертуарный личностный тест, созданный Д.Келли на основе его теории личностных конструктов.  Репертуарные решетки представляют собой матрицы (таблицы), строками которой являются критерии (конструкты, признаки), по которым оцениваются объекты (люди, материальные объекты), составляющие столбцы.

Обработка данных по столбцам позволяет исследовать характеристики объектов оценки. Обработка данных по строкам дает возможность проследить варьирование признака при оценке разных людей. Все эти возможности выгодно отличают данную технику от опросников по ряду позиций.

  1. Если опросник состоит из вопросов, трактовка которых испытуемым может быть ему непонятной, то решетка предлагает испытуемому сделать оценку объекта по конкретному критерию им же самим и сформулированному.
  2. В опросниках предлагается оценивать преимущественно собственные характеристики и поведение, в тесте Келли испытуемый оценивает как себя, так и других людей.
  3. В опросниках испытуемый оценивает себя и свое поведение в общем, как наиболее характерное, тогда как в тесте Келли оценивается свое поведение применительно к общению с конкретными людьми.
  4. Опросник при обработке позволяет получить определенные баллы по заложенным в него шкалам. Решетка при обработке позволяет получить много показателей с применением разных статистических процедур.
  5. Интерпретация результатов применения опросника опирается на нормативные данные, которые узко применимы в рамках возрастных, половых и прочих социальных групп испытуемых. Данные теста Келли в принципе не могут быть нормативными, поскольку цель их получения состоит в выявлении субъективной картины мира испытуемого.

Самое главное преимущество метода репертуарных решеток состоит в неограниченных возможностях его модификации в соответствии с задачами диагностики.  Можно сказать, что это тест-трансформер, в котором можно изменять как количественные параметры, так и содержательное наполнение.



© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept