Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


.

Стили личности как отражение культуры

Шкуратова И.П.

Опубликовано в сборнике: Психология и культура. Ежегодник РПО. СПБ. Изд-во СПбГУ, 2003.

Аннотация

    Стилевые характеристики личности рассматриваются как продукты культуры, которые усваиваются человеком в процессе социализации. Анализируются компоненты стиля, условия их формирования, их функции (адаптационная, компенсаторная, системообразующая, самовыражения). Обсуждается связь стилей с культурно-историческим контекстом. В заключение высказываются предположения о новых тенденциях в формировании стилевых характеристик, обусловленных современными культурно-историческими процессами.

    Одна из характерных черт современности состоит в стремлении человека взять управление своей жизнью под контроль. То, что веками складывалось стихийно (стиль жизни, стиль общения, стиль отношений), теперь у многих является предметом осознанного выбора из многих вариантов. Современный человек хочет выбирать то, что раньше казалось однозначно заданным (пол, гражданство, тип семьи), не говоря уже о других аспектах своей жизни. Вопрос “как жить?” витает в воздухе. И тут возникает лаконичное элегантное слово “стиль”. Оно стало едва ли не самым модным словом последнего десятилетия. Реклама постоянно призывает нас найти свой стиль в одежде и в других сторонах нашей жизни.

    Психологи открывают все новые и новые стили, относящиеся к разным сторонам жизни и деятельности человека. За последние два десятилетия в отечественной психологии значительно расширился репертуар изучаемых стилевых характеристик, который включает стили жизни, общения, деятельности, мышления и другие. Чем же объясняется стилевой бум?

    Слово “стиль”, как известно, происходит от греческого слова “stylos”, обозначающего палочку, которой в древности пользовались для письма на восковых дощечках. Для дальнейшего рассуждения о феномене стиля важно зафиксировать тот момент, что понятие стиля с самого начала было связано с инструментальной оснащенностью человека. Стиль - это соединительное звено, мостик между рукой (психикой человека) и дощечкой (внешним миром). Где же рождается стиль? В самом человеке? Или он порожден и обусловлен материалом, с которым взаимодействует человек, т.е. средой?

    Стиль всегда представляет собой определенный способ, манеру выполнения какой-либо деятельности или общения. Стили являются “авторскими” изобретениями, но это авторство не всегда зафиксировано, как, например, в искусстве на ранних стадиях его развития. Стиль имеет двоякую детерминацию. С одной стороны, он обусловлен средовыми факторами, к которым прежде всего надо отнести условия выполнения деятельности (материальные, временные, пространственные и т.д.) и требования, исходящие от людей, имеющих отношение к данной деятельности (учителей, заказчиков, контролирующих лиц и т.п.). Со стороны внутреннего мира личности стиль обусловлен ценностно-смысловой сферой, которая задает его направленность на те или другие цели, и способностями человека, детерминирующими уровень овладения данным стилем.

    В любом стиле можно выделить ценностно-смысловую основу и инструментальную часть, которая включает в себя технику исполнения. Обе они являются порождением культурно-исторического опыта человека, вырабатывающего стиль. Но никто не творит на пустом месте. Культура, понимаемая как хранилище всего общественно-исторического опыта человечества, снабжает человека смыслами, жизненными целями и обеспечивает способами их реализации через многообразные стилевые характеристики. В процессе социализации человек овладевает разными видами деятельности и соответствующими стилевыми характеристиками. Большинство людей заимствует у культуры готовые образцы поведения в виде тех или иных стилей, разница между ними состоит только в виртуозности владения ими. Уделом немногих творцов является выработка новых стилей, которые содержат в себе элементы предшествующих стилей, но не сводятся к ним. Наиболее зримо это можно проследить на развитии стилевых направлений в искусстве (литературе, живописи).

    Каждый человек находится под влиянием культурного наследия разного масштаба в зависимости от его среды и собственной активности. Культурное влияние многослойно и включает в себя ближайшее окружение личности, каналы масс-медиа, исторический опыт, зафиксированный в текстах и произведениях искусства. Человек может заимствовать модели поведения у знакомых ему людей или у лиц, живших в другие века и в других государствах. Процесс овладения стилем достаточно сложен и имеет ряд закономерностей, вскрытых зарубежными и отечественными исследователями стилей.

    Основываясь на идеях, высказанных А.Адлером (1927), В.С.Мерлиным (1967, 1986) и Е.А.Климовым (1969) относительно природы стилей, можно выделить следующие условия их формирования.

А. Стиль возникает там, где есть свобода самовыражения. Если деятельность жестко регламентирована, индивидуальному стилю трудно проявиться в таких условиях. Только видя многообразие способов выполнения деятельности, человек может выбрать наиболее оптимальный для себя, на основе которого и формируется его стиль деятельности.

Б. Для его формирования необходима личностная вовлеченность в деятельность. Стиль формируется только при наличии положительного отношения к деятельности и стремления сделать ее как можно лучше.

В. Стиль складывается с опорой на уже сложившиеся индивидные и личностные свойства, увязывая их в единое целое. Каждый человек старается так организовать свою деятельность, чтобы ему было удобно ее выполнять. Иногда это делается осознанно, но чаще не осознается. Критерием правильного выбора стиля в соответствии со своими индивидуальными особенностями для самого человека служат ощущение удобства, комфорта, снятие напряженности в момент выполнения деятельности.

Из этого вытекают основные функции стиля:

1.адаптационная, состоящая в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;

2.копенсаторная, состоящая в опоре на сильных сторонах индивидуальности и с компенсацией слабых сторон;

3.системообразующая, позволяющая, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;

4.самовыражения, состоящая в возможности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения.

    Стилевые характеристики, изучаемые психологами, обладают разной степенью подверженности социо-культурным влияниям. Наиболее социально обусловленными являются стили жизни, стили общения, стили совладания с трудными ситуациями, поскольку они являются моделями поведения, выработанными в определенном культурном контексте. Их заимствование представителями других культурных групп возможно только при наличии условий для их реализации. Например, городские стили жизни не могут быть в полной мере воспроизведены в сельской местности без соответствующих реалий городской жизни.

    Стили мышления, когнитивные стили являются более универсальными, поскольку являются способами приема и переработки информации, но и они несут на себе отпечаток культуры. В частности, Г.Виткин (1982) приводит факты, свидетельствующие о том, что в племенах, занимающихся охотой, больше лиц с поленезависимым стилем мышления, а в племенах, занимающихся сельским хозяйством, преобладают лица с полезависимым стилем мышления. И.Гальтунг (1981) описал четыре культурно обусловленных интеллектуальных стиля: саксонский, тевтонский, галльский и японский. А.А.Алексеев и Л.А.Громова (1993) адаптировали методику А.Харрисона и Р.Бремсона, рассчитанную на диагностику стилей мышления. Сопоставление американской и российской выборок испытуемых привело авторов к выводу о разной частоте встречаемости у них синтетического, аналитического, прагматического, идеалистического и реалистического стилей мышления.

    Наступление ХХI века ознаменовалось существенными культурно-историческими изменениями, которые, на наш взгляд, могут привести к новым тенденциям в формировании стилей личности.

    Многократное увеличение стилевого разнообразия, благодаря расширяющимся возможностям человека в реализации разных видов деятельности и снятию многих идеологических и политических ограничений. Это лучше всего видно на лавинообразном росте стилей жизни в современном мире. А.Тоффлер (1997) еще в семидесятых годах ХХ века писал о том, что люди поставлены перед необходимостью выбирать из сотен вариантов свой стиль жизни, подобно вещи в супермаркете, тогда как еще пару веков назад он был предписан в соответствии с происхождением.

    Нивелирование национальных различий в предпочтении тех или других стилей, благодаря широким межкультурным обменам и включению разных народов в единое информационное пространство. Индивидуальные особенности поведения человека в большей мере обусловлены местом его проживания и культурной микросредой, чем его национальность. Эта закономерность достаточно четко прослеживалась и в прошлом, но сейчас благодаря широкомасштабному взаимопроникновению культур, стала очевидной. Стиль мышления ученого является результатом его социализации в рамках научной школы, а не национальной принадлежности.

    Получение возможности для любого человека сознательного выбора своего стиля поведения, благодаря достижениям психологов, психотерапевтов, социологов в описании разных стилей поведения, создании методов их диагностики и обучению владения ими. Конечно, сегодня возможности психологов в оказании помощи клиенту в выборе стиля поведения или общения весьма ограничены, но психологи должны готовиться к оказанию таких услуг. Наступивший век является веком информационных технологий, в отличие от предыдущего, который был веком разработки ресурсов и развития техники. Вопрос “как это сделать оптимально?” все чаще задают себе люди. Обилие популярной литературы по психологии свидетельствует о большом спросе на квалифицированные советы. Но может ли она оказать помощь без учета индивидуальных особенностей человека? Как уже говорилось выше, хорошо сформированный стиль должен соответствовать ценностям личности, опираться на его сильные качества, компенсировать недостатки и выводить на тот результат деятельности, который сам субъект считает оптимальным. Разумеется, сделать все это психолог будущего сможет только при индивидуальном подходе к каждому клиенту на основе составления каталогов стилей в отношении каждой сферы деятельности.

    Возникновение новых технических возможностей повлечет за собой возникновение новых видов деятельности и форм общения, а вместе с ними и новых стилевых характеристик. Так, например, общение в Интернете, уже привело к новым стилям самопредъявления личности, когда человек не просто преувеличивает или преуменьшает какие-то собственные характеристики, а вообще создает новую письменную личность (иногда другого пола и возраста), от лица которой вступает в отношения с другими людьми.

    Отвечая на вопрос о причине популярности стилевых исследований, можно сказать, что, изучая стиль человека, мы выходим на точку пересечения Культуры и Личности, Теории и Практики, Прошлого и Будущего, что и делает эту проблему интересной и перспективной.



© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept