Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


Представление о личности и ее компонентах в психологии.

Опубликовано: Социальная психология личности в вопросах и ответах.

Учебное пособие. /Под ред В.А.Лабунской. М.: Гардарики,1999, с. 14-33.

И.П. Шкуратова

Глава 1.Представление о личности и ее компонентах в психологии

Понятие личности

Понятие личности относится к числу самых неопределенных и спорных терминов в психологии. В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт написал монографию "Личность: психологическая интерпретация", в которой привел более 50 различных определений личности, найденных им у англоязычных коллег. Ни одно из них его не устроило, и он предложил свое. Так поступали и другие ученые, претендовавшие на создание собственной теории личности. Поэтому можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Можно ли в них выделить что-то общее, с чем согласилось бы большинство психологов?

Б.Г.Ананьев рассматривал личность как современницу определенной эпохи, которая наделяет ее множеством социально-психологических свойств. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В.Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений. Много других определений личности приводится в книге И.Б.Котовой “Психология личности в России”, которая проанализировала представления о личности у отечественных философов и психологов, начиная с конца прошлого века по нынешнее время.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки они обратили против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.

Л.И.Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, так сразу начинается регресс личности.

Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? При ответе на этот вопрос лучше опереться на представления И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами.

Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в истории России очень много, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60-80-х годов.

Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Среди многочисленных особенностей М.М.Палей и В.С.Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную - возможность личности способствовать росту и развитию личностей других людей. Личность, по словам С.Л.Рубинштейна, определенностью своего отношения к жизни заставляет и других самоопределяться. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью.


2. Понятие индивидуальности

Индивидуальность в большинстве словарей и учебников по психологии определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет непроясненным ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Могут ли быть свойствами индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если по одной и той же черте человек от кого-то отличается, а на других похож?

Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации - от биохимического до социального. В частности, он выделил три иерархических уровня. Самый нижний уровень индивидуальности составляют свойства организма, к которым относятся биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства. Средний уровень занимают индивидуальные психические свойства, которые включают свойства темперамента и свойства личности. Высший уровень индивидуальности представлен социально-психологическими свойствами, состоящими из социальных ролей данного человека в малых группах (семья, коллектив) и больших (класс, народ).

Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Когда ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него формируются свойства темперамента, черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни. Когда зрелый человек занимает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться.

В.С.Мерлин отмечал, что индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека будут иметь два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они будут все равно непохожи по поведению, т.к. связи между свойствами будут разные.

Надо сказать, что не все психологи согласны с таким расширительным пониманием индивидуальности. А.Г.Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. Известен его афоризм: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”. Этим А.Г.Асмолов хотел подчеркнуть, что индивидуальность отвечает за решение бытийных вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутриличностные, так и между личностью и окружающими. В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяется ее стойкость и масштаб.

В последнее десятилетие понятие индивидуальности стало расширяться за пределы личности. В.С.Мерлин ввел понятие метаиндивидуальности, под которым он понимал “психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной личности”. Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека глазами окружающих его людей. Л.Я.Дорфман, развивая идеи В.С.Мерлина в своей книге “Метаиндивидуальный мир”, вводит еще понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности. Трансиндивидуальность охватывает все явления, связанные с воплощением индивидуальности в мире, в котором она живет: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, которые зарождаются вне индивидуальности, но которые приводят к ее изменению, что отражается во взаимодействии со средой.

Как же соотносятся понятия личности и индивидуальности, какое из них является более широким? Их можно графически изобразить как два накладывающихся друг на друга круга, имеющих общую площадь, но не совпадающих полностью. Общая площадь - это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, изображающего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. “Остаток” индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и несовпадающими по содержанию.

3. Представления о структуре личности в отечественной психологии


Структурный подход представляет собой такой способ анализа, при котором объект рассматривается как некая целостность, обладающая определенной структурой, т.е. совокупностью элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Он применяется в разных науках для анализа сложных объектов, в психологии таким объектом является личность.

Рассмотрение личности в плане ее строения и составляющих компонентов является традиционным и в то же время актуальным подходом к ее исследованию. Если обратиться к истории изучения личности, то можно убедиться в том, что почти каждый исследователь, который пытался проникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходил к мысли о необходимости выделения отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки, а также концептуальные позиции авторов были чрезвычайно различны и вызывали ожесточенные дискуссии, однако сама идея рассмотрения личности через призму ее структуры оставалась неизменной.

Ее живучесть объясняется, прежде всего, особенностями самого объекта исследования – личности, самыми очевидными и заметными характеристиками которой являются интегральность, сложность, вторичность по отношению к более простым психическим функциям. Не случайно о структуре личности психологи стали говорить задолго до того, как структурный подход оформился в качестве исследовательского метода в философии. Структурные представления в психологии возникали как реакция на атомизм и чрезмерную расчлененность при анализе психики человека. По мнению М.С.Роговина, одной из первых попыток структурного подхода к анализу личности можно считать концепцию З.Фрейда, который рассматривал человека как структурное единство трех частей: Оно, Я и Сверх-Я. Развитию структурного подхода в психологии немало способствовали работы гештальтпсихологов, в частности К.Левина, посвященные соотношению части и целого.

С развитием философских концепций, связанных с понятиями структуры и системы, представления о структуре в психологии получили надежную опору. Наибольший расцвет структурного подхода к анализу личности в отечественной психологии пришелся на 70-е годы. Но это не было данью моде, просто отечественная психологическая наука вышла к этому времени на новый научный этап своего развития.

Возникновение структурных представлений в психологии свидетельствует о достижении ею определенного этапа развития научного знания. Философ В.Ф.Сержантов считает, что каждая наука проходит три уровня развития:

1. феноменологический, на котором представление об объекте носит нерасчлененный целостный характер;

2. субстратно-феноменологический, характеризующийся аналитическим подходом к объекту;

3. системно-структурный, на котором благодаря синтезу теоретически воспроизводится конкретная природа объекта.

В философском энциклопедическом словаре структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Чтобы провести структурный анализ какого-либо сложного объекта надо выполнить три основных условия:

выделить элементы, из которых он состоит;

изучить характер связи между ними;

выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей не изменяться при изменении окружающей среды.

При выделении элементов необходимо руководствоваться некоторыми правилами. Элементы должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями. Их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не быть чрезмерным.

Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры или факторы служат элементами структуры личности (как, например, 16 факторов в структуре личности, предложенной Р.Кеттеллом). Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы.

В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический способ реализован в работах В.С.Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К.Платоновым, который за основу для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического в их детерминации.
К.К.Платонов не только предложил свою концепцию динамической функциональной структуры личности, но и уделил большое внимание истории этого вопроса в отечественной психологии, которая подробно им изложена в работе “Структура и развитие личности”. Основным критерием для выделения элементов структуры личности им было взято соотношение биологического и социального в их происхождении.

На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:

направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания );

опыт (знания, навыки, умения и привычки);

черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей протекания психических процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.);

биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства).

Подструктура направленности является результатом исключительно социальной детерминации, подструктура опыта обусловлена преимущественно социальными факторами, но имеет и врожденную основу, подструктура психических процессов формируется под преимущественным влиянием врожденных факторов при участии социальных, подструктура биопсихических свойств детерминирована только биологическими факторами.

Наряду с основным критерием для выделения подструктур К.К.Платонов приводит еще дополнительные: внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из подструктур; вид формирования подструктур; иерархическая зависимость подструктур, при которой каждая вышележащая подструктура обусловлена нижележащими.

По мнению К.К.Платонова, все известные свойства личности могут быть уложены в эти четыре подструктуры. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является не самостоятельной подструктурой, а накладывающимся на них общим качеством личности. Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность, если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо.

Принципиально иной подход к анализу структуры личности содержится в концепции В.С.Мерлина. По его мнению, под структурой личности следует понимать взаимную связь и организацию свойств личности. Свойства личности являются неразложимыми далее ее компонентами. В то же время каждое свойство личности является выражением ее направленности, характера и способностей. Оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных факторов. В основе каждого свойства личности лежит отношение к какой-либо стороне действительности. Принято выделять такие группы отношений как отношения к другим людям, к труду, к материальным объектам, к самому себе, к идеологическим и духовным явлениям, к природе и т.д. Свойства личности образуют нижний уровень структуры личности.

На основе общности отношений может возникать вероятностная связь между свойствами личности, благодаря чему свойства образуют группы, именуемые им симптомокомплексами, которые составляют второй уровень структуры личности. Симптомокомплексы характеризуются объемом, активностью и устойчивостью. Объем определяется по количеству свойств в него входящих, активность – по силе влияния этих свойств на поведение человека, а устойчивость – по неизменности свойств на протяжении жизни человека. Между этими характеристиками существует взаимосвязь: объемные симптомокомплексы, как правило, обладают большей активностью и устойчивостью.

Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы: идейная направленность, стремление к самовыражению и стремление к удовлетворению материальных потребностей и органических влечений. По мнению В.С.Мерлина, они могут образовывать между собой разные иерархические соотношения, что определяет направленность личности.

Надо отметить, что пик исследований и дискуссий, посвященных структуре личности, приходится на 70-е годы, когда структурный и системный анализ был популярен и в других науках, и даже выходил междисциплинарный ежегодник “Системные исследования”.




4. Социогенные потребности и закономерности их

формирования


Потребность большинством психологов определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальные или социогенные и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н.Чхартишвили определяет социогенную потребность как потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания.

Существуют более детализированные классификации потребностей. П.Н.Симонов выделяет в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности “для себя”, которые воспринимаются субъектом как права, потребности “ для других” (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и т.п. потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности или компетентности и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н.Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду. Вторую потребность он связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, т.к. первые также несут на себе большой отпечаток культурных традиций. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности как пищевая, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в ритуал. В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. В частности, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации, и они не могут возникнуть у человека сами по себе без влияния окружающих людей. По мнению Х.Хекхаузена, мотив является гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения. Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, например, до описания А.Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности, как это сделал З.Фрейд относительно Леонардо да Винчи.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым, закладывая у него систему ценностных ориентаций и, соответственно, иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему “Что такое хорошо и что такое плохо”, и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию данной потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют каналы массовой коммуникации (кино, телевидение, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н.Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность. Сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально-ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности. Вторым этапом является возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Так, например, на основе любознательности необходимо формировать устойчивую потребность в познании, на основе стремления ребенка к участию в делах других людей - альтруистическую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историческую природу, и они могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, могут меняться способы удовлетворения потребности. Это хорошо можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена преимущественно через передачу информации непосредственно от одного человека к другому. Но затем с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной потребности, а о целой группе. Во-вторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Например, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистические потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В связи с изменением идеологии в нашей стране в настоящее время большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типичные особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, книгами, которые он читал, влиянием авторитетных фигур. Соотношение этих двух составляющих может быть очень отличающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности изучаются не только психологами, но и социологами, культурологами, психоисториками, так как через их изучение можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.




5. Способности и одаренность личности

В кратком психологическом словаре способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Это определение содержит указание на их роль, но ничего не говорит об их природе и формах проявления в деятельности, поэтому оно нуждается в уточнении.

Основой для формирования способностей являются задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности строения индивида, особенно его центральной нервной системы. Они обусловлены генотипом, а также факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Так, например, для развития музыкальных способностей, имеет огромное значение строение и функциональные характеристики слухового анализатора. При этом для пианиста еще также важно строение кистей рук, а для певицы строение голосовых связок и гортани. Задатки представляют собой лишь потенциальные возможности для развития способностей, но сами способности могут сформироваться только в процессе обучения соответствующей деятельности.

Всякое обучение деятельности начинается с овладения простыми операциями, и в зависимости от того, насколько правильно было построено обучение, будет зависеть развитие способностей. Г.Вишневская в книге своих воспоминаний рассказывает, что первый педагог неправильно поставил ей дыхание, в результате чего она перестала брать самые верхние ноты, и только спустя годы другому педагогу удалось вернуть ей утраченные голосовые возможности, данные ей от природы. Второй фактор, от которого зависит формирование способностей, это большое стремление человека к овладению деятельностью. Увлеченный человек может часами заниматься любимым делом, не чувствуя усталости. Иногда склонность к определенному виду деятельности проявляется в раннем детстве и служит самым первым признаком способностей. Между мотивацией, способностью и успехом существуют отношения взаимовлияния. Высокая мотивация побуждает человека много трудиться над развитием способности, что приводит к успеху, который в свою очередь усиливает дальнейшую мотивацию.

Способности нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик личности. Более того, у людей, достигших высокого развития способности к какой-либо деятельности (художественной, научной, спортивной, политической и др.), вся жизнь оказывается посвященной этой деятельности

Признаками наличия способностей к какому-нибудь виду деятельности являются следующие.

1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности.

2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях.

3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности. В Ленинградском университете в 70-х годах проводились эксперименты на студентах-психологах с применением аппаратуры, которые показали, что студенты с высоким уровнем интеллекта при выполнении интеллектуальной работы (сдача экзамена) затрачивают меньше энергии, чем студенты со средним уровнем интеллекта. Психологи даже придумали специальный термин “цена интеллектуального напряжения”.

4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности. Каждый мастер своего дела всегда имеет свой неповторимый стиль, манеру исполнения. Можно его имитировать, подражать, но перенять стиль невозможно и бесполезно для подражателя, т.к. стиль связан со всей индивидуальностью мастера.

5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам жизни.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Под общими способностями понимают такие свойства индивида и личности, которые влияют на успешность выполнения многих видов деятельности. Примером такой способности служит интеллект человека, который позволяет ему адаптироваться к широкому кругу ситуаций. Специальные способности связаны со свойствами индивида и личности, имеющими отношение к конкретному виду деятельности (музыкальные, математические, спортивные и т.д.). Развитие тех и других способностей идет у конкретного человека в неразрывном единстве, обеспечивая успешность во многих видах деятельности. Этим объясняется тот факт, что часто люди проявляют способности в далеких друг от друга сферах деятельности. Композитор А.П.Бородин был одновременно и химиком, Леонардо да Винчи был художником, архитектором и механиком, М.В.Ломоносов писал труды по химии, физике, математике, грамматике, риторике, истории и сочинял стихи.

Одной из первых работ, посвященных проблеме одаренности, была статья Б.М.Теплова “Способности и одаренность”, опубликованная им в 1941 году. В ней он высказал основные идеи, необходимые для понимания этого сложного образования. Б.М.Теплов решительно выступал против количественного подхода к оценке одаренности, при котором речь идет о большей или меньшей одаренности того или другого человека. Он считал, что разные люди имеют различную одаренность. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а другой - в другой, а в том, что у них разная структура способностей, разная техника исполнения и т.д. С.Л.Рубинштейн, разделяя эту точку зрения, отмечал, что “одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь“. По его мнению, общая одаренность и специальные способности как бы взаимопроникают друг в друга, составляя две части единого целого. Способности формируются в процессе развития, и наряду с этим происходит специализация одаренности. У одних людей одаренность проявляется только в их профессиональной сфере, у других охватывает несколько, третьи демонстрируют еще большую широту своих способностей. Но всегда одаренность ограничена и не может охватывать все виды деятельности.

Особенно высокие уровни одаренности принято называть талантом и гениальностью. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого уровня, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто другими людьми, гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое в данной деятельности.

В работе М.А.Холодной на основе современных исследований предпринят анализ типов интеллектуальной одаренности. Ею выделено шесть типов людей, которые оцениваются как интеллектуально одаренные: 1) “сообразительные” - те, кто имеют высокие значения при тестировании общего интеллекта (IQ больше 135-140 баллов); 2) “блестящие ученики” - лица с высокими показателями академической успешности; 3) “креативы” - лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей; 4) “компетентные” - лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности; имеющие большой опыт работы; 5) “талантливые” - лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями; 6) “мудрые” - лица с экстраординарными способностями к оценке и предсказаниям событий обыденной жизни людей. Оценивая все шесть категорий людей на основе эмпирических данных об их жизненных успехах, М.А.Холодная приходит к выводу о том, что только последние три категории демонстрируют истинную интеллектуальную одаренность, поскольку они приводят к успеху в реальной жизни.

Таким образом, каждый человек чем-то одарен, и его задача состоит в том, чтобы выявить сферу деятельности, в которой его способности и одаренность максимально разовьются.

6. Развитие самосознания и формирование личностной

и социальной идентичности человека

Самосознание представляет собой особую форму сознания человека, при которой он одновременно является его субъектом и объектом. Предметное сознание в отличие от самосознания направлено на окружающие человека предметы и явления. Развитие самосознания идет от простого к сложному, и первое, что способен осознать в себе ребенок до одного года, это границы своего тела. До определенного момента ребенок может играть со своей ножкой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Это очень большое завоевание, поскольку тело для нас является системой координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, правую или левую стороны и т.д. При утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и чувство нереальности происходящего.

Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам ребенок начинает пользоваться местоимением Я, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности. После этого начинается длительный период развития самооценки. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, которые постоянно дают им оценки. Поэтому так важно взрослым не только ругать, но и хвалить детей, чтобы не нарушать баланс между положительными и отрицательными чертами в их самооценках. Представления о себе у дошкольников очень ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, и он уже считает, что он самый лучший. Первая же неудача приводит к снижению самооценки. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Все эти факторы приводят к тому, что подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и на их основе вырабатывать свое собственное, опираясь на свой развившийся интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные. Следующий этап формирования самосознания связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к вынесению моральных суждений о чужих и собственных поступках.

В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками . Существуют разные критерии для их классификации . По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее, или еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д. По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д. Все эти образы служат регуляторами нашего поведения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому самосознание, наряду с отражением информации о самом себе, выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который имеет неверную карту пути.

Процесс самопознания не имеет границ, т.к. постоянно меняется и сам объект. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и ему надо постоянно корректировать представление о себе, чтобы его самосознание было адекватным. Кто я такой? Этим вопросом человек озабочен на протяжении всей своей жизни, и в зависимости от того, как он на него отвечает, может сложиться его Я-концепция.

Одним из первых психологов, кто заинтересовался проблемой личностного самоопределения, был Эрик Эриксон. Как это часто бывает в психологии, эта проблема была связана с обстоятельствами его собственной жизни. Ему на протяжении всей жизни трудно было определять себя в социально-демографических характеристиках. Его родной отец был датчанин, но он воспитывался в семье отчима, который был немецким евреем. Далее он стал психоаналитиком, но, не имея медицинского образования (он получил художественное образование), всегда чувствовал себя неловко среди профессиональных психоаналитиков. Наконец, приход к власти фашистов заставил его переехать в США, где он с трудом привыкал к американским традициям и культуре.

По мнению Э.Эриксона, понятие идентичности занимает центральное место в осмыслении процесса собственного развития и включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности ( личностная идентификация ), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем, к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, в которых он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т.д. Чувство идентичности переживается как благополучие и уверенность в признании со стороны окружающих людей.

Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст, который является мостиком между ребенком, который был, и взрослым, которым он станет. Легкость обретения идентичности в очень большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя. В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах ислама) проблемы идентичности минимизированы, так как выбор будущего образа жизни у подростка включает мало вариантов. Наоборот, американское общество предоставляет подросткам широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей и требует от них обретения идентичности по принципу “сделай себя сам”, а не по принципу “делай, как я“.

Дж. Марсиа на основании эмпирических исследований описано четыре варианта обретения идентичности у подростков: 1) диффузная идентичность, которая характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; 2) предрешенная идентичность, при которой подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; 3) мораторий, при котором подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; 4) реализованная идентичность - самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

Р. Томэ исследовал парижских подростков с помощью знаменитой методики “ Кто Я?“, в которой испытуемому надо 20 раз ответить на этот вопрос. На основе полученных данных было выделено три измерения подростковой идентичности. Первое включает два полюса “состояние Я” и “активное Я”. Состояние Я описывается через принадлежность к определенной категории людей, активное Я - через предпочитаемые виды деятельности и вкусы. Второе измерение идентичности строится на основе описания официального социального статуса, с одной стороны, и личностных черт, с другой стороны. Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и неодобряемых.

Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.

Литература

Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С.3-19.

Асмолов А.Г. Психология личности. М.:МГУ, 1990. - С.8-25; 152-170.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986. - С.30-90.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. - С.79-120, 198-209, 252-256.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. С.4-33; 110-175.

Индивидуальность в современном мире. Смоленск, 1995. - В 3-х частях.

Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск, 1996. - В 2-х тт.

Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991. С. 133-157.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. - С.232-252.

Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. - С.45-103; 147-268.

Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. С. 6-37.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. - С.22-51, 110-139.

Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.81-106.

Палей И.М., Магун В.С. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л, 1979. - С.90-106.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982, С. 213-252.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. Наука, 1985. - С.118-145.

Роговин М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования. М., 1974. - С.187-224.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. - С.122-146.

Симонов П.Н. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. М. Наука. 1989. С.58-73.

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды в 2-х тт. М., 1985. - Т.1.- С.15-41.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. - Т.1. С.12-55.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб,.1997. С.215-246.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997. - С.243-273.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб,.1997. С.215-246.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.С.100-152; 244-276.




© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept