Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница



Личностные конструкты как критерии для построения образа мира.
Шкуратова И.П.

Опубликовано в сб.: Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях. М.:Смысл, 2000, с. 31-35.
                   
Одно из фундаментальных положений теории Дж.Келли состоит в том, что человек смотрит на мир через прозрачные шаблоны, которые он сам создает и постоянно усовершенствует. Эта система координат образована его личностными конструктами, благодаря которым недифференцированный гомогенный мир упорядочивается и становится прогнозируемым. Каждый человек создает свою систему координат в соответствии со своими ценностями и потребностями, а также исходя из своих когнитивных возможностей. В личностных конструктах отражены те критерии, по которым он классифицирует объекты, и те качества объектов, которые он хочет знать в первую очередь. Именно поэтому знание системы конструктов человека дает нам ключ к видению мира его глазами, через его язык.
Создавая репертуарный тест, Дж. Келли ставил перед собой задачу заставить испытуемого говорить собственным языком, потому что только попав на его «семантическую территорию», можно понять устройство его образа мира. Этот тест является одним из немногих, где испытуемому позволено изъясняться так, как он привык это делать в повседневной жизни, и в этом состоит его большое преимущество. Так же, как национальный язык несет на себе отпечатки основных исторических событий, система личностных конструктов человека является результатом его интерпретационного опыта.
Изучение семантики изобретаемых конструктов может быть самостоятельной целью, связанной с исследованием представлений  группы людей о каком-нибудь явлении,  но может применяться и в практике индивидуального консультирования. Их содержательный и частотный анализ также необходим для оценки степени уникальности или стереотипности образа мира конкретного человека.
На основе опыта работы с репертуарным тестом на разных выборках испытуемых (студенты, учителя, военные, школьники) мной выделены следующие категории конструктов.
1. Отношение к другим людям. Это самая распространенная категория конструктов, составляющая у многих испытуемых от половины до 80% всех конструктов. К ней относятся конструкты, описывающие пози-цию человека по отношению к другим людям, его поведение в процессе общения (например, “общительные — замкнутые”).
2.Отношение к себе. Конструкты, описывающие принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность в себе и своих способностях, эгоистичность (например, “любят только себя — думают об интересах других людей”).
3. Отношение к профессиональной и другим видам деятельности. Конструкты, описывающие стиль работы, ее качество, успешность, удовлетворенность работой, степень активности в ней, самостоятельность, инициативность и подобные им характеристики.
4. Отношение к материальным предметам. Конструкты, характеризующие взаимодействие человека с предметным миром: его аккуратность, любовь к вещам, бережливость, интерес к их устройству, любовь к порядку в мире вещей или противоположные характеристики.
5. Отношение к явлениям культуры, науки и идеологии. Конструкты, связанные с отражением этических, эстетических, религиозных, политических, партийных, этнических и прочих взглядов и убеждений. Интерес или его отсутствие к явлениям искусства и науки.
6. Мировоззренческие отношения. Конструкты, характеризующие общий настрой человека, его жизненное кредо (например, “оптимист — пессимист”, “после меня хоть потоп — думает о будущем”).
7. Свойства темперамента. Конструкты, описывающие динамику поведения человека через характеристики активности, скорости реакций, эмоциональности и т.п.
8. Интеллект и способности. Конструкты, характеризующие умственные и другие способности людей (например, “имеет организаторские способности — не имеет”, “схватывает на лету — тугодум”).
9. Здоровье и болезни. Конструкты, отражающие наличие болезней или их симптомов в противоположность здоровью. Их наличие свидетельствует о значимости этого фактора в жизни человека. У здоровых людей они встречаются крайне редко. В моей практике такие конструкты наблюдались на двух очень разных выборках испытуемых: у невротиков и военных. У невротиков они встречались в виде такой формы: “часто болит голова — не жалуется на головные боли”, что свидетельствует об их болезненном состоянии. У военных они являются отражением их беспокойства о своем здоровье, как условии службы в армии, и формулируются в виде “здоров — не здоров”.
10. Эгоцентрические конструкты. Особая категория конструктов, в которых испытуемый даёт оценку другим людям относительно себя. На-пример: “нравятся мне — не нравятся”, “любят меня — не любят”. Они свидетельствуют об эгоцентризме, а у взрослых людей — об известной доле инфантилизма.
11. Поведенческие конструкты. Конструкты, в которых содержатся не свойства или черты личности, а конкретные поведенческие аспекты. Например: “ходят на дискотеки — не ходят”. Они, как правило, свидетельствуют о низком развитии категориального аппарата человека, заполняющего тест. Известно, что развитие способности к оценке и самооценке проходит ряд этапов. Один из наиболее ранних этапов — констатация поступков, которому и соответствуют эти конструкты. Способность к обобщению и выделению качества, которое лежит за ними, приходит позднее — в подростковом возрасте при достаточном развитии интеллекта.
12. Непсихологические конструкты. К ним относятся все конструкты, которые не содержат непосредственной психологической информации. Например, описание внешности, демографические данные и т.п. Дж.Келли разрешал своим клиентам их применение. Действительно, в некоторых случаях указание национальности или степени полноты фигуры может вывести на основную проблему пациента. 
13. Увлечения и интересы. Конструкты, описывающие всевозможные занятия, которыми могут заниматься люди на досуге. Они относятся тоже к разряду конкретных, но в сочетании с другими психологическими конструктами могут дополнять образы окружающих людей.
14. Вредные привычки. Конструкты, связанные с употреблением спиртных напитков, наркотиков и курением. Встречаются редко, и их присутствие указывает на наличие если не проблем, то интереса к этой стороне жизни.
15. Сексуальная сфера. Конструкты, связанные с опытом, впечатлениями и отношением к сексу. У молодых людей встречаются довольно часто и также говорят о важности для них этих проблем.
16. Экстраординарные конструкты. Конструкты, которые основаны на метафорическом восприятии людей или на применении профессиональных (непсихологических) знаний (например:“круглые-треугольные”). К ним надо относится со всей серьезностью и добиваться от испытуемого пояснения их смысла.
Основываясь на этих категориях конструктов, можно провести семантический анализ системы личностных конструктов испытуемого. Можно увидеть, насколько разнообразны конструкты, какая категория представлена наиболее широко.
Наличие какого-то конструкта свидетельствует о значимости для данного человека этого качества при оценке себя и других людей. Доказательством этого служит тот факт, что при повторном тестировании через достаточно длительные интервалы времени у здоровых людей 80% конструктов остается неизменным. Напротив, у больных шизофренией число повторяющихся конструктов очень мало, что говорит об отсутствии у них устойчивых ориентиров в окружающем мире.
Анализ частоты встречаемости разных групп конструктов показал, что наиболее часто представлены конструкты, характеризующие отношения к разным сторонам действительности, мировоззренческие, отражающие способности и увлечения людей. При этом  на предпочтения в выборе конструктов влияют пол, возраст и профессиональная принадлежность испытуемых.

скачать файл  doc  pdf  rar


© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept